Издания

Официальная публикация

Георгий Криницын: «Объем импорта в строительной отрасли сократился до 9%»

На рынке жилья комфорт-класса в Москве и Санкт-Петербурге доля поставок строительных материалов и оборудования из-за рубежа составляет порядка 7-9% в зависимости от особенностей проекта. При этом поставки из недружественных стран практически полностью прекращены. Об этом рассказал на организованной сетевым изданием «Фонтанка» онлайн-круглом столе «Где строительная отрасль находит материалы и оборудование» директор по закупкам ГК «А101» Георгий Криницын.

Георгий Криницын Георгий Криницын
Георгий Криницын
Источник: пресс-служба ГК «А101»

При этом, по его словам, зависимость строительной отрасли от зарубежных поставок в отдельных случаях пока еще может доходить до 30%, а средний уровень фактической локализации у девелоперов двух столиц эксперт оценил в 85%.

«Доля импортной составляющей зависит от конкретных материалов. Некоторые позиции производятся в России, но с использованием зарубежных компонентов. Например, для красок и штукатурки нужны пигменты, для ламината и дверей — смолы, клей и загустители. Раньше эти компоненты закупались в Европе, так же как керамогранит, санфаянс, оборудование для инженерных сетей. На сегодняшний день мы нашли аналоги всем компонентам, не только в России, но также в Китае, Турции и других странах. Оперативная смена поставщиков стала возможна и потому, что мы, как и другие девелоперы, уже проводили подобную работу в 2020 году, на фоне закрытия границ из-за коронавируса», — рассказал Георгий Криницын, добавив, что необходимости в поставках механизмами параллельного импорта не требуется — материалы нужного качества можно найти в дружественных странах.

Он также отметил, что искусственно созданная нехватка полупроводников, которые используются в системах контроля прохода на территорию ЖК, в лифтах и в другом оборудовании, влияет не только на стоимость, но и на наличие достаточного количества проводников на рынке.

В целом ситуация с поставками материалов и оборудования на рынке Москвы и Санкт-Петербурга абсолютно идентична в части поставок из-за рубежа и очень схожа в части внутренних поставок.

«Выбор поставщиков и товарных позиций в наличии, транспортное плечо и уровень цен пока выглядят похожими с учетом локальных особенностей. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области больше выбор поставщиков и ниже стоимость инертных материалов за счет наличия в регионе большого количества добывающих карьеров», — сказал эксперт ГК «А101».

По мнению Георгия Криницына на полное импортозамещение в строительной отрасли понадобится не меньше трех лет, причем ключевой фактор – развитие технологий и научного потенциала.

«В проектах от комфорт-класса и выше полное импортозамещение невозможно из-за отсутствия в России, в первую очередь, необходимых технологических наработок, которые обеспечивают высокое качество материалов и оборудования. Ряд зарубежных товарных позиций можно легко заменить за несколько месяцев, и это уже произошло, но некоторые позиции могут потребовать дополнительных технологий, которых пока нет в России. В то же время принятые на сегодня меры обеспечили бесперебойную работу на всех строительных площадках. На всех объектах ГК «А101» работы ведутся без отклонений от графиков», — резюмировал Георгий Криницын.

источник: пресс-служба компании ГК «А101»

Евгений Черняков: «Развитие стального строительства может обеспечить дополнительный рынок до 3 млн тонн стали в год»

Из-за внешних факторов российские компании столкнулись с сильным падением экспорта. Выступая в ходе деловой программы 28-й Международной конференции «Российский рынок металлов», заместитель генерального директора по продажам и операциям «Северстали» Евгений Черняков рассказал, почему спад на рынке будет недолгим и не таким глубоким, как многие ожидали, и какие меры позволят компании пройти этот сложный период с минимальными потерями и заложить основу для будущего роста.  

Евгений Черняков Евгений Черняков
Евгений Черняков
Источник: «Северсталь»

Прежде всего, говоря о нашей стратегии, нужно напомнить о текущей ситуации на рынке. Во втором квартале текущего года на фоне геополитической и экономической неопределённости инвестиционная активность во многих сферах экономики резко сократилась. Некоторые компании находились в ситуации полной остановки всех проектов. Однако третий квартал уже показал определенные признаки восстановления.  На данный момент я могу сказать, что мы не видим беспрецедентного кризиса. Хотя нужно оговориться, что прогнозирование – в целом сложное и неблагодарное занятие. Тем не менее, вероятным сценарием является незначительное снижение металллопотребления по итогам года на уровне 2-4%.

Отдельно хочу отметить такой тренд, как постепенную активизацию импорта, связанную, в том числе, с возвратом на рынок казахских игроков. Если говорить об экспорте российской продукции, его объем снизился. Хотя важно уточнить, что обусловлено это не столько санкциями, сколько стагнацией на мировых рынках с одной стороны и укреплением рубля с другой.

Говоря о ситуации в отдельных сегментах рынка, я бы отметил снижение потребления стали в строительном сегменте. Причем происходит оно на фоне неплохих темпов сдачи в эксплуатацию нового жилья. Так что можно предположить, что снижение будет недолгим. Наибольший удар пришелся на машиностроение,  причем на все сегменты этого рынка. Но больше всего пострадал легковой автопром. Фактически во втором квартале работа многих компаний была остановлена. Только в последние месяцы мы видим признаки восстановления объемов производства, например в вагоностроительном сегменте и в тяжелом машиностроении. Рынком, который будет обеспечивать стабильный уровень заказов в краткосрочной и среднесрочной перспективе, остается нефтегазовая отрасль. Здесь продолжается уверенный рост, обусловленный крупными инвестиционными проектами, в том числе связанными с транзитом углеводородов в восточном направлении, а также освоением новых месторождений.

Резюмируя все вышесказанное, кризис пока выглядит менее значительным, чем многие думали. Однако все крупнейшие игроки, включая и нас, оказались в ситуации волатильности и вынуждены были скорректировать курс. Наше направление развития может быть коротко сформулировано  как «выстоять, сохранить и приумножить». Пока что мы находимся на стадии «выстоять и сохранить».

Ответом «Северстали» на текущие вызовы стала стратегия, состоящая из четырех направлений, на которые будет направлен фокус компании. Первое из них — это рост доли на российском рынке. В 2022 году за 9 месяцев наши продажи металлопроката в РФ составили 6,1 млн тонн против 4,1 млн тонн за аналогичный период годом ранее на фоне расширения географии продаж. В некоторых регионах за год продажи выросли почти в два раза, например на Урале – на 120%, в Сибири и на Дальнем Востоке – на 92%, но следует отметить, что этот рост был достигнут в том числе за счет низкой базы предыдущего периода.

Второе направление, на котором мы намерены сфокусироваться — это импортозамещение и развитие продуктовой линейки. У «Северстали» накоплен значительный опыт успешной разработки импортозамещающих решений: сталь для лазерной резки Steelazer, легированный арматурный прокат нового поколения «Арманорма», мелющие шары, кровельные и водосточные решения Rooftop, а также линейка коррозионностойких и износостойких биметаллов. Мы занимаемся этими проектами уже достаточно давно, но сейчас они приобрели принципиально новое значение.  Если раньше многие клиенты искали решение российского производителя как страховку от потенциальных рисков, то сейчас это уже жизненно важная задача для их бизнеса.    

Третье направление – партнёрство с потребителями. Наши клиенты оказались даже в более сложной ситуации, чем мы сами, так как в отличие от крупных многопрофильных металлургических компаний, многие игроки не могут переключаться между рынками и компенсировать потери в одном сегменте ростом выручки в других. И партнерская схема, которую мы предлагаем, для многих участников рынка является возможностью сохранить бизнес. «Северсталь» приглашает металлообрабатывающие предприятия к сотрудничеству для производства металлических полуфабрикатов, деталей, узлов или заготовок на условиях давальческой схемы, при которой наша компания выступает поставщиком металлопроката и продавцом готового изделия. Данная схема работы позволяет партнеру снять с себя финансовые риски и получить стабильную загрузку. В сотрудничестве с партнерами мы поставили на рынок 2,5 тыс. т продукции в 2020 году, а  к 2022 году объёмы поставок увеличились в 30 раз. В следующем году рассчитываем удвоить объёмы продаж изделий по партнёрской схеме. 

Четвёртое направление заключается в формировании нового спроса. В первую очередь речь о том, чтобы обеспечить увеличение металлопотребления в сегментах рынка, где оно исторически являлось низким. Мы считаем наиболее перспективным направлением строительство жилья и промышленных объектов на базе стального каркаса. В странах-лидерах по этому показателю доля стали в жилом строительстве достигает 16%, в России — менее 1%. Даже по самым скромным оценкам, если Россия по уровню развития стального строительства хотя бы приблизится к лидерам, это может обеспечить дополнительный рынок в 2-3 миллиона тонн стали.

Государство сейчас ставит задачу увеличения объема жилищного строительства не менее, чем до 120 млн кв. м в год к 2030 г. Достижение поставленной цели с использованием текущих мощностей и технологий практически невыполнимо. Технологии строительства на стальном каркасе позволят осуществить задуманное. При этом уже есть подтверждённые расчёты и результаты исследований, показывающие , что при использовании стального каркаса достигается увеличение общей скорости строительства в 2 раза и снижение стоимости обустройства фундамента до 20%.  Таким образом, мы помогаем другим решать стоящие перед ними задачи и при этом увеличиваем емкость рынка для себя и наших партнёров. Но при этом важно, чтобы все участники рыка думали, прежде всего, не о том, как забрать долю у конкурентов, а что нового мы можем предложить нашим клиентам, чтобы увеличить использование стали в строительстве.

Тренды, которые мы видим в конце текущего года, позволяют рассчитывать, что в будущем году мы перейдем к части нашего курса, которая отвечает за «приумножить». Уже сейчас очевидны  значительные перспективы на приоритетных для нас рынках, в том числе в СНГ, Азии и на Ближнем Востоке. Насколько эффективно мы воспользуемся представившимися возможностями, будет зависеть от готовности игроков рынка к партнерству и кооперации.