Издания

Официальная публикация

Станислав Протасов: «Каждый из нас вносит свой вклад в повышение энергоэффективности города»

Петербург — признанный лидер в области энергосбережения и энергоэффективности среди российских регионов. О масштабных программах модернизации систем теплоснабжения и наружного освещения, внедрении энергосберегающих практик в бюджетной сфере «Строительному Еженедельнику» рассказал председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Станислав Протасов.

Станислав Протасов Станислав Протасов
Станислав Протасов
Источник: пресс-служба Комитета по энергетике и инженерному обеспечению

— Много ли заключено в городе энергосервисных контрактов?

— Всего на сегодняшний день в бюджетных учреждениях города заключено более 600 энергосервисных контрактов, а общий объем привлеченных инвестиций составил более 2,2 млрд рублей. Благодаря эффективной работе петербургского Центра энергосбережения по этому показателю Петербург уже несколько лет лидирует среди российских регионов.

В результате современные светодиодные системы освещения установлены более чем на 500 объектах бюджетной сферы города. В сотне школ и детских садов модернизирована система отопления. Лидерами по числу заключенных ЭСК являются Калининский, Невский и Кировский районы.

Число заключенных энергосервисных контрактов ежегодно растет. В ближайшие несколько лет системы теплоснабжения и освещения тех бюджетных учреждений, где целесообразно применить энергосервисные контракты, будут модернизированы.

Заключают энергосервисные контракты и крупные петербургские предприятия. Так, «Водоканал СПб» с их помощью модернизирует насосные станции. В прошлом году первый энергосервисный контракт заключил ГУП «Петербургский метрополитен» и модернизировал освещение в электродепо «Выборгское».

Суть механизма заключается в том, что инвестор за свой счет устанавливает на объекте энергоэффективное оборудование, а возврат средств осуществляет за счет достигнутой экономии. Обычно энергосервисный контракт заключается на пять-семь лет. По его окончании оборудование остается в собственности учреждения, а городской бюджет получает возможность направить сэкономленные на энергоресурсах средства на другие нужды.

 

— За счет чего можно экономить расход энергии, и что именно делается по программам модернизации?

— Любые энергосберегающие мероприятия — это всегда комплексное решение вопроса. Каждый объект индивидуален, и мероприятия, которые позволят достичь значимого эффекта в одном случае, будут недостаточны в другом. Чтобы понять целесообразность и рентабельность того или иного мероприятия, необходимо провести обследование и разработать индивидуальную программу энергосбережения.

Самый эффективный способ снизить потребление энергоресурсов – это установка устройств автоматизированного регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха.

Кроме того, энергоэффективность здания можно увеличить за счет повышения теплового сопротивления ограждающих конструкций. Проще говоря, за счет утепления фасада, замены оконных заполнений, входных дверей, герметизации межпанельных швов, утепления кровли чердаков и подвалов. Только утепление фасада может дать эффект до 30%.

К мероприятиям по повышению энергоэффективности системы электроснабжения относят в первую очередь замену ламп накаливания и люминесцентных ламп светодиодными энергосберегающими светильникамии и установку датчиков движения в технических помещениях. Кроме того, на экономию электроэнергии направлены такие мероприятия, как установка компенсаторов реактивной мощности и применение систем микропроцессорного управления частотно-регулируемыми приводами электродвигателей лифтов, а также внедрение энергоэффективных циркуляционных насосов.

В рамках исполнения поручений президента России для снижения нагрузки на окружающую среду правительство Санкт-Петербурга планомерно проводит государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В частности, это касается такого показателя, как обеспечение энергоэффективным освещением дорог регионального и местного значения. В Санкт-Петербурге доля натриевых и светодиодных источников света составляет более 99%. Более того, мы планомерно ведем работу по замене менее эффективных натриевых светильников светодиодными. Сегодня светодиодных светильников в городе порядка 49%. Такие источники света потребляют гораздо меньше энергии. Проведенная в 2023 году замена светильников обеспечит экономию по оплате электроэнергии в 2024 году в размере 100 млн рублей. В этом году планируем замену еще 25 тыс. натриевых светильников светодиодными.

В части энергетики в городе также продолжается модернизация источников теплоснабжения, в ходе которой устанавливается энергоэффективное оборудование отечественного производства. Все бывшие неэффективные котельные автоматизированы и оснащены системой погодного регулирования, что позволяет мгновенно менять режимы в зависимости от температуры воздуха и избежать «перетопов» и «недотопов».

 

— Ежегодно проводится конкурс реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Кто в нем участвует?

— Конкурс реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности проводится ежегодно с 2014 года. В нем принимают участие образовательные и медицинские учреждения, энергосервисные компании, управляющие компании, промышленные предприятия, организации топливно-энергетического комплекса. Два года назад мы ввели специальную номинацию для строительных компаний.

Конкурс направлен на повышение уровня культуры энергопотребления, развитие энергосберегающего образа жизни среди населения и стимулирование реализации проектов по повышению энергоэффективности в различных секторах экономики.

 

— В Петербурге строятся зарядные станции для электромобилей. Они востребованы?

— Сегодня в Петербурге зарегистрированы более 2,6 тыс. легковых электромобилей. И их количество постоянно растет. Электромобили активно используются в качестве такси, их приобретают крупные предприятия города, например ГУП «ТЭК», ГУП «Водоканал», ПАО «Россети Ленэнерго». По нашей оценке, к 2027 году количество электромобилей в Северной столице увеличится на порядок. И наличие развитой инфраструктуры просто необходимо для развития этого экологичного вида транспорта.

Сейчас на территории Санкт-Петербурга действуют 244 электрические зарядные станции различной мощности (125 станций для «быстрой» зарядки, 119 «медленных» зарядных станций). И для существующего количества электромобилей этой инфраструктуры достаточно. Однако, отмечу, что в рамках инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Электромобиль и водородный автомобиль» в Санкт-Петербурге с 2023 года реализуются мероприятия по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей.

Инвесторам, реализовавшим проекты по строительству и вводу в эксплуатацию объектов зарядной инфраструктуры, за счет средств бюджета предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на закупку оборудования и технологическое присоединение объектов к электрическим сетям.

 

— Сколько средств тратит город на поддержание статуса самого энергоэффективного?

— Здесь, наверное, лучше говорить не о какой-то конкретной цифре, а о синергетическом эффекте различных программ.

Так, фактическое финансирование программ энергосбережения ресурсоснабжающих организаций за 2023 год составило почти 6 млрд рублей. Наибольшая доля затрат приходится на мероприятия по замене тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования и применению эффективных технологий тепловой изоляции строящихся тепловых сетей.

На втором месте по объемам затрат находятся технические мероприятия на генерирующих объектах (котельных и ТЭЦ) — модернизация котельных с заменой котлоагрегатов и использованием энергоэффективного оборудования с высоким КПД, автоматизация котельного оборудования, наладка тепломеханического оборудования и капитальный ремонт котлоагрегатов.

Почти 20 млн рублей из бюджета Санкт-Петербурга было предоставлено в 2023 году в качестве субсидий промышленным предприятиям для возмещения части затрат, связанных с проведением энергетического обследования или приобретением энергосберегающего оборудования.

На финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в части замены лифтового оборудования в 2023 году были предоставлены за счет средств бюджета Санкт-Петербурга субсидии в размере почти 6 млрд рублей.

Объем финансирования программ энергосбережения государственных учреждений Санкт-Петербурга за 2023 год составил более 2,5 млрд рублей. Наибольшая доля финансирования приходится на энергосберегающие мероприятия в системах теплоснабжения, водоснабжения, вентиляции и освещения. А также на энергосберегающие мероприятия по утеплению стен, дверей, чердаков, подвалов и замене оконных блоков. Реализация данных мероприятий, как правило, осуществляется в рамках проведения текущего и капитального ремонтов.

В конце концов каждый из нас, устанавливая стеклопакеты, покупая энергоэффективную бытовую технику или меняя в квартире лампочки на светодиодные, вносит свой вклад в повышение энергоэффективности города.

 

автор: Лариса Петрова

Сергей Лутченко: «Мастер-план должен быть комплексным документом»

Сергей Лутченко Сергей Лутченко
Сергей Лутченко
Источник: пресс-служба Правительства Ленинградской области

Облик Ленинградской области меняется. В том числе благодаря современным подходам в архитектуре и градостроительстве. О том, как это происходит, о дизайн-кодах населенных пунктов, о возникающем Союзе архитекторов региона со «Строительным Еженедельником» поделился Сергей Лутченко — главный архитектор Ленинградской области.


— Можно ли дать общее определение архитектурному облику Ленинградской области, найти ее характерные черты?

— Надо разделить характер застройки: есть существующая застройка и будущая. Облик территории зависит от градостроительной ситуации и правильно расставленных акцентов.

Если подразумевается существующая застройка, индивидуальный градостроительный облик больше характерен для исторических поселений и городов, застроенных до начала XXI века. В муниципальных образованиях в границах Петербургской агломерации новая застройка формируется по типу селитебных территорий, без акцента на самодостаточность и уникальность. Есть отдельные хорошие примеры современной мало- и среднеэтажной застройки — в Сертолове, Новоселье, Янине и т. д., но, к сожалению, их мало. Эти территории характеризуются первоначально разработанной и утвержденной концепцией комплексной застройки и пошаговой работой администрации поселений с застройщиками, поэтапной реализацией застройки жилыми домами и объектами инфраструктуры, обслуживающими эту застройку.

На территориальном уровне градостроительные решения развития территории в различных масштабах регулируются через градостроительный совет.

Если говорить о регулировании архитектурно-градостроительного облика населенных пунктов, в настоящее время застройка в Ленинградской области регламентируется через требования к архитектурно-градостроительному облику, устанавливаемому в правилах землепользования и застройки, и дизайн-коду в правилах благоустройства конкретного муниципального образования.

 

— В Ленобласти утверждаются дизайн-коды городов. Все ли города их уже получили?

— На конец 2023 года были внесены предложения по дизайн-кодам в правила благоустройства для 32 городов, проекты разрабатывала АНО «Центр компетенций Ленинградской области» по развитию городской среды и «умному городу».

До недавнего времени в области были 33 города, в прошлом году деревня Колтуши приобрела статус города, количество городов увеличилось до 34. Получается, что для Колтушей дизайн-код не установлен, как и для столицы региона — муниципального образования «Город Гатчина». Администрация Гатчинского района решила самостоятельно разработать свой дизайн-код, сейчас рассматриваются проектные предложения, впоследствии дизайн-код должен утвердить в правилах благоустройства совет депутатов муниципального района.

Перед утверждением дизайн-коды городов рассматривались архитектурным советом региона, материалы согласовывались в муниципальных образованиях, работа велась на протяжении полутора лет.

Сейчас разработка дизайн-кодов проходит в поселках городского типа и сельских поселениях Ленинградской области. В муниципальных образованиях есть шаблон, по которому можно доработать свой дизайн-код и утвердить через представительный орган в муниципальном образовании.

 

— Что служит основой для разработки?

— Инициатива на местах. Первопроходцем в области стал Ивангород. Еще три года назад администрация своими силами разработала и утвердила дизайн-код. Там интересный символ — буква И, начальная буква названия города. Разработка велась с учетом разделения территории на историческую и современную и приграничного соседства с Эстонией.

Дизайн-код Ивангорода учитывается при реконструкции и строительстве общественных пространств, на остановках общественного транспорта, в малых формах, в цветовом оформлении благоустроенных территорий.

Из недавних концепций дизайн-кодов мне симпатичен дизайн-код города Волосово. Его отличает индивидуальный паттерн, который может включаться в благоустройство и в малые архитектурные формы.

Также отдельно отмечаю дизайн-код города Новая Ладога. Там идет уклон на петровскую стилистику купеческого, припортового города.

Исторические поселения – это отдельная тема исследования и разработки индивидуального дизайн-кода, и мне кажется, в Ивангороде и Новой Ладоге администрации и разработчикам удалось лаконично учесть айдентику места и современные тенденции в дизайне и архитектуре.

В Заневском и Муринском поселениях тоже уже утверждены дизайн-коды, но, к сожалению, они утверждены уже после случившейся массовой жилой застройки территории, и что-либо изменить в лучшую сторону уже затруднительно.

 

Документы на будущее

— Все ли населенные пункты региона сегодня имеют генеральные планы/мастер-планы/схемы территориального планирования?

— Мастер-планы необязательны по законодательству в настоящее время, но дискуссий и полемики на эту тему сейчас много. Почему это активно обсуждается? Потому что из Градостроительного кодекса была в свое время исключена комплексная градостроительная оценка территории и возможность подготовки вариантов развития территории. Соответственно, из генеральных планов исключили основу, на которую опиралось проектное решение по развитию территории, и если посмотреть на разработанные мастер-планы больших городов — это исходная информация или материалы по обоснованию генерального плана.

Руководство страны поставило задачу Минстрою РФ узаконить мастер-планы в градостроительном законодательстве России; ждем изменений в законах и в ближайшее время начнем разрабатывать.

В Ленинградской области разработан только один мастер-план – в городе Волхове. Он разработан два года назад и является отраслевым градостроительным документом, решающим вопросы комплексного благоустройства территории.

Есть другие частные инициативы по разработке отдельных мастер-планов — в деревне Новосаратовка и в городе Кингисеппе. Они разработаны как рекомендации и больше похожи на проекты детальной планировки территории с хорошими исходными данными и инженерно-строительными условиями локальных территорий.

На мой взгляд, мастер-план должен быть комплексным документом, охватывающим все отрасли экономики и территориального развития муниципального образования.

Если говорить о документах территориального планирования, вся Ленинградская область покрыта утвержденными генеральными планами и схемами территориального планирования отдельных районов области. Безусловно, часть генеральных планов и схем районов требует внесения изменений в связи с изменениями федерального и регионального законодательств.

 

— По каким причинам и как часто приходится вносить изменения в документы?

— Изменения вносятся в генеральный план регулярно — раз в пятилетку, если он разработан на территории в границах Петербургской агломерации: в границах агломерации 57 муниципальных образований Ленинградской области, каждое находится в той или иной стадии разработки изменений в генеральный план. Если населенный пункт расположен за 120–200 км от Петербурга, изменения вносятся реже, раз в 10–15 лет, в основном из-за изменений в федеральном и региональном законодательствах.

Нередко причиной изменений служат предложения инвесторов. В области инициируют изменения в документы территориального планирования органы местного самоуправления, а утверждает градостроительный документ правительство Ленинградской области.

 

— Ближние к Петербургу районы длительное время активно застраиваются, особенно Всеволожский. Ощущение, что земель сельхозназначения там не осталось, есть проблемы с социальной инфраструктурой и транспортной доступностью. Продолжится ли масштабное строительство в Ломоносовском, Всеволожском районах? В перечень надо, видимо, добавить Гатчинский…

— У нас часть стратегических и градостроительных документов являются базовыми и системными. В 2016 году появился совместный документ двух регионов — Концепция совместного развития Петербурга и Ленинградской области. Также есть федеральный документ: стратегия агрессивного развития РФ, где ежегодно в России должно вводиться 120 млн кв. м жилья, в том числе в Ленинградской области — порядка 4 млн кв. м в год. Цифры определяет федеральный орган и ежеквартально контролирует исполнение. В рамках действующих генеральных планов есть перспективные территории, на которых можно построить порядка 30 млн кв. м жилья. Основное жилищное строительство сейчас ориентировано в южном направлении. В планах региона на севере предусмотрено рекреационное развитие, в восточном направлении — промышленное строительство.

Гатчинский район в настоящее время занимается объединением муниципальных образований в единый муниципальный округ. К сентябрю вся территория района будет преобразована в Гатчинский муниципальный округ, это общероссийская тенденция укрупнения. Для будущего муниципального округа по документам территориального планирования достаточно резерва под жилищное строительство, и вопрос больше стоит о сохранении сельскохозяйственных земель для производственной безопасности двух регионов страны.

 

Дань архитектуре

— Есть решение о создании регионального Союза архитекторов. Что это будет за структура, и почему ее раньше не было? Разве архитекторы не работали в Ленобласти?

— Почему не было – могу только предположить… В комитете по градостроительной политике в течение трех лет наблюдаю активную профессиональную работу градостроительного и архитектурного советов Ленинградской области. В советы входят практикующие архитекторы, профессора и доктора архитектуры, но не хватает консолидирующего архитектурного сообщества, занимающегося сугубо проблемами Ленинградской области, причем не только в границах агломерации, но и на периферии, а также вопросами образования и популяризации современной архитектурно-градостроительной школы одного из перспективных регионов страны.

Исторически ситуация сложилась так, что градостроительное развитие Ленинградской области значительно отличается от Санкт-Петербурга. Есть проблемные вопросы, которые необходимо решать целенаправленно. До недавнего времени в Выборге было Московское отделение Союза архитекторов России. Но, к сожалению, отделение перестало работать и утратило свою актуальность после закрытия научно-проектного института в городе Выборге. Мы утеряли ценный союз, который объединял всех архитекторов и градостроителей, работающих в регионе. Это надо восполнить, и для этого есть все предпосылки и существующий генофонд.

Как следствие, родилась мысль создать Союз архитекторов Ленинградской области. Идею поддержали Евгений Барановский — заместитель председателя правительства Ленинградской области и Игорь Кулаков —председатель профильного комитета. Также мы получили поддержку от Николая Шумакова — президента Союза архитекторов России (Николай Шумаков — заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств, академик отделения Международной академии архитектуры в Москве, член Союза художников. — Ред.).

Есть возможности для создания союза. Есть архитекторы, архитекторы-ландшафтники, архитекторы-реставраторы и градостроители, которые работают только в Ленинградской области, готовят научно обоснованные проекты развития территорий для градостроительного совета и архитектурно-планировочные решения отдельных зданий и сооружений для архитектурного совета. Региональный союз должен сосредоточиться на проблемах развития агломерации и удаленных районов Ленинградской области и иных вопросов, требующих профессионального и объективного решения.

Работа регионального совета начнется до конца 2024 года: регистрация союза, утверждение устава, определение руководителя отделения, руководителей отдельных секций и т. д. Поэтому в ближайшее время предстоит консолидированная работа, и я надеюсь на поддержку моих коллег.

 

— В прошлом году вас выбрали профессором Международной академии архитектуры в Москве и советником Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) по отделению градостроительства. Получит ли по этой причине какие-то преимущества регион? А вы?

— Преимущество есть — в транслировании архитектурно-градостроительной практики и научно-теоретических знаний и исследований. Это дополнительная возможность иметь современную информацию и работать с квалифицированными кадрами, академиками в продвижении идей в области развития и популяризации архитектуры, градостроительства и дизайна. Мы и раньше с академией взаимодействовали, но звание члена Международной академии архитектуры дает больше возможностей для коммуникации и участия в различных вопросах, обсуждаемых в ее стенах.

Я благодарен, в том числе, архитектору Михаилу Мамошину, вице-президенту академии, за возможность участвовать в интересных мероприятиях, конференциях высокого уровня.

 

— Каковы ваши ближайшие планы?

— Планы в рабочее время определены должностными обязанностями. Но есть и то, чем хочется заниматься дополнительно, вне должностных обязанностей, принося общественно значимую пользу для родного региона. Завершить создание секции Ленинградской области в Санкт-Петербургском союзе архитекторов, создать региональный союз архитекторов. А также продолжить сотрудничество с Союзом художников Петербурга, планируем в этом году три тематических пленэра — в Тихвине, Лодейном Поле и Изваре Волосовского района.

В планах — проведение областных профильных мероприятий, например в апреле планируем в Выборге архитектурный фестиваль «Память места». Начнем 13–14 апреля, завершим 20–21 апреля. Фестиваль посвящается сохранению архитектурного наследия. Номинация «Артефакт» посвящена усадьбе Нобелей в Ландышевке, номинация «Башня» — реконструкции водонапорной башни 1930 года постройки.

Помимо этого, в планах — организация и проведение четырех творческих конкурсов, в том числе один по заявке частной организации. Будет проведен скульптурный конкурс на памятник Николаю Рериху, который планируем поставить в Изваре. Начали приходить конкурсные работы по мемориалу, посвященному погибшим в СВО, в парке Оккервиль Заневского поселения Всеволожского района.

Во втором квартале будут подведены итоги конкурса по концепции пространственного развития муниципальных образований. Одна из номинаций — продолжение конкурса по модернизации мемориального комплекса «Дорога жизни». В этом году по инициативе жителей и общественных организаций проводим конкурс по архитектурно-градостроительному облику территорий Кировского и Волховского районов в границах мемориального комплекса «Дорога жизни». Еще есть уникальная номинация — концепция проекта пешеходного моста через реку Кобону. Мостовой переход через Кобону предполагает развитие пешеходного маршрута вдоль Староладожского канала и реки Кобоны.

Есть первостепенные мероприятия и, конечно, стратегические планы, к которым идем шаг за шагом.

автор: Елена Зубова